Голем
Голем (еврейск. лкомок╗, лнеготовое╗,
лнеоформленное╗). В европейском фольклоре и средневековой
демонологии глиняный великан, оживленный магическими средствами.
Чтобы сделать Голема, согласно древним рецептам, нужно вылепить из
красной глины человеческую фигурку ростом с десятилетнего ребенка.
Оживить фигурку можно, произнеся имя бога, либо начертав на ее лбу
слово zmet - "истина" (если стереть букву z, получится met, то есть
"смерть"; таким образом можно уничтожить голема). Впрочем,
оживленный голем не обладает даром речи и не имеет души, однако он
быстро растет, приобретая нечеловеческую силу. Иногда голем выходит
из подчинения и может убить даже своего создателя. Наиболее известна
легенда о големе, созданном пражским евреем рабби Левом; эту легенду
изложил в романе "Голем" Густав Майринк.
автор энциклопеди Александрова Анастасия
В еврейских фольклорных преданиях, связанных с влиянием каббалы,
оживляемый магическими средствами глиняный великан. Представление о
Големе имеет предпосылки, специфические для мифологии иудаизма.
Во-первых, это традиционный рассказ о сотворении Адама с
подробностями — библейскими (Яхве лепит человеческую фигуру из
красной глины, животворя её затем в отдельном акте вдуваемым
лдыханием жизни╗. Быт. 2,7) и апокрифическими (исполинский рост
Адама в его первоначальном облике; пребывание некоторое время без
лдыхания жизней╗ и без речи — состояние, в котором Адам получает
откровение о судьбах всех поколений своих потомков). Во-вторых, это
очень высокая оценка магико-теургических сил, заключённых в именах
бога, а также вера в особую сакраментальность написанного слова
сравнительно с произнесённым. Эти предпосылки накладываются на
общечеловеческую мечту о лроботах╗ — живых и по-слушных вещах (ср.
образ изваянных из золота лприслужниц╗ Гефеста. Нот. II. XVIII
417—420) и в то же время страх перед возможностью для создания выйти
из-под контроля своего создателя (ср. сюжет об ученике чародея,
зафиксированный в лЛюбителе лжи╗ Лукиана и использованный Гёте).
Согласно рецептам, наиболее популярным в эпоху лпрактической
каббалы╗ (начало нового времени),
чтобы сделать Голем, надо вылепить из красной глины человевеческую
фигуру, имитируя, таким образом, действия бога; фигура эта должна
иметь рост 10-летнего ребёнка. Оживляется она либо именем бога, либо
словом лЖИЗНЬ╗, написанным на её лбу; однако Голем неспособен к речи
и не обладает человеческой душой, уподобляясь Адаму до получения им
лдыхания жизней╗ (мотив предела, до которого человек может быть
соперником бога). С другой стороны, он необычайно быстро растёт и
скоро достигает исполинского роста и нечеловеческой мощи. Он
послушно исполняет работу, ему порученную (его можно, например,
заставить обслуживать еврейскую семью в субботу, когда заповедь
иудаизма запрещает делать даже домашнюю работу), но, вырываясь
из-под контроля человека, являет слепое своеволие (может растоптать
своего создателя и т. п.). В качестве создателей Голема еврейские
предания называют некоторых исторических личностей, наиболее
знаменит создатель лпражского Голема╗ раввин Лёв (16 — нач. 17 вв).
Первое упоминание о Големе. в европейской литературе содержится у И.
Рейхлина (лОб искусстве каббалистики╗). В 18 в. опубликована легенда
Я. Эмдена о Големе, созданном из глины хелмским раввином Элией. К
образу Голема обращались многие романтики — Аринм фон Арним
("Изабелла Египетская"), Э. Т. А. Гофман (лТайны╗) и др.;тема бунта
искусственного создания против своего творца нашла воплощение в
философском романе М. Шелли лФранкенштейн╗. Наиболее значительное из
произведений европейской литературы 20 в. на этот сюжет — роман Г.
Мейринка лГолем╗. В пьесе К. Чапека лК. V. К.╗ и опере Э. д'Альбера
лГолем╗ восставшие против людей искусственные существа обретают
человечность, познав любовь.
|